Полет самолета РД-2 на дальность

В сентябре 1934 г. произошло событие, показавшее мощь советской индустрии - самолеты, сконструированные и построенные в Советском Союзе, достигли мирового уровня. Первым таким летательным аппаратом стал легендарный АНТ- 25.

 

Рис.1. Самолет РД  перед взлетом. Фото. 1934 г. РГА в г. Самаре. Ф.Р-217. Оп.3-1. Д.29. Л.24.

История его создания уходит корнями в август 1931 г., когда начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис и главный конструктор ЦАГИ А.Н. Туполёв выступили с докладом в Реввоенсовете СССР и представили эскиз проекта самолета, что сможет установить новый мировой рекорд дальности полета. В декабре того же года, рассмотрев и обсудив предложение Алксниса и Туполева, К.Е. Ворошилов обратился в правительство с докладом о постройке нового рекордного самолёта и организации дальнего перелёта. 7 декабря правительство приняло постановление о проведении летом 1932 г. полета в 13 000 км и постройки для этой цели самолета АНТ-25 с мотором М-34, недавно выпущенном в СССР.

Для координации работ и проведению предстоящих дальних перелетов была создана правительственная организация во главе с Ворошиловым, получив названия «Комитет по дальним перелётам». Масштабная цель, поставленная правительством, осложнила задачи, которые требовалось решить в ходе их реализации. Так, на аэродроме Щелково, что близь Москвы, была специально создана полоса длиной 1800 м.

Постройка АНТ-25 № 1 началась 1 июня 1932 г., а уже через год, 22 июня 1933 г. летчик-испытатель М.М. Громов выполнил первый полет на этой машине. К постройке, так называемого «дублера» (АНТ-25 № 2) приступили в августе 1932 г., а 10 сентября 1933 г. М.М. Громов впервые поднял его в воздух.

Для проведения испытаний и выполнения дальних перелетов на самолетах АНТ-25 в начале 1933 г. в НИИ ВВС были сформированы два экипажа. В первый экипаж вошли М.М. Громов, А.И. Филин и И.Г. Спирин, а во второй – А.Б. Юмашев, П.М. Стефановский и С.А. Данилин. Перед сформированными экипажами была поставлена задача – подготовиться к установлению мирового рекорда дальности беспосадочного полета по прямой, превосходящего достижение французских летчиков Мориса Росси (Maurice Rossi) и Поля Кодоса (Paul Codos), на самолете Блерио-110 (Bleriot 110) с собственным наименованием «Joseph Le Brix» преодолевших 9 104 км в августе 1933 г.

12 сентября 1934 г. в 8 часов утра РД-2 направился в сторону Тулы, взлетев со Щёлковского аэродрома. При взлетной массе самолета 11 080 кг, запас бензина составлял 6 320 кг, масла – 400 кг. Первые двое суток полёт шёл нормально, серьезными неисправностями были сломавшийся карданный вал к электронному подъему шасси и течь в крыльях радиатора[1]. Правда, в нашем понимании, данный полёт с трудом дотягивает до уровня «неудовлетворительно», постоянный холод, отсутствие отопления и полёт, что длится уже какие сутки приводит к общему утомлению организма. Уже после перелёта команда писала, что устала в первую очередь от отсутствия горячей еды.

Ночью 14 сентября погода резко ухудшилась. Экипаж получил приказ о переходе на юго-западный маршрут, взяв курс на Харьков, затем Днепропетровск и снова в район Харькова. 15 сентября штурман Спирин заявил, что рекордная дальность была достигнута и теперь идёт установка нового, о чём доложено в штаб. Получив поздравления от Я.И. Алксниса, самолет пролетел после этого ещё более 10 часов и 15 сентября в 11 часов совершил посадку на аэродроме в Харькове. Экипаж вместе с самолётом провёл в воздухе без посадки и дозаправки 75 часов, пролетев 12 411 км, имея среднюю скорость в 165,4 км/ч. По итогам полёта и осмотра самолёта был составлен акт, констатировавший, что самолёт РД-2 превысил предыдущий мировой рекорд на дальность перелета французов Боуссатро и Росси. Экипаж самолета был по достоинству награждён: командир экипажа М.М. Громов получил звание Героя Советского Союза, летчик-инженер А.И. Филин и штурман экипажа И.Т. Спирин награждены орденами Ленина.

Евтеев И.И., студент 3 курса исторического факультета
Самарского государственного социально-педагогического университета



[1] РГА в г. Самаре. Ф.Р-217. Оп.3-1. Д.29. Л.4

Возврат к списку