


В 2008 г. отмечается 100-летие Московской Окружной дороги1. А какова же история ее строительства? |
Сооружение Московской Окружной железной дороги с самого начала осуществлялось в интересах города. Уже в середине XIX столетия многие дальновидные люди говорили о необходимости ее строительства. Первый проект купца Сушкина (1869 г.) был встречен с недоверием и даже с насмешкой. Однако еще несколько проектов строительства дороги были разработаны: инженерами Горчаковым и Пороховщиковым (1872 г.), Обществом Московско-Курской железной дороги, Обществом Рязанско- Уральской дороги (1897 г.), инженером Антоновичем (1897 г.)2.
И только 7 ноября 1897 г. на Особом совещании, проходившем в присутствии императора Николая II, было признано желательным сооружение Московской окружной железной дороги, учитывая ее особую важность для первопрестольной. Город переживал промышленный бум. Москва превращалась в крупнейший железнодорожный узел. Между вокзалами по всем десяти направлениям через центр везли свою поклажу около 20 тысяч ломовых извозчиков, создавая угрозу для жителей, устраивая заторы на улицах, вызывая жалобы клиентов на несвоевременную доставку грузов. Хорошо понятная сегодняшним горожанам картина.
А в 1898 г. «была созвана при Министерстве Путей Сообщения Комиссия под председательством Тайного Советника, ныне Товарища Министра, В.А. Мясоедова-Иванова3, имевшая заседания 2, 6 и 28 июля 1898 года; кроме этой Комиссии имели место еще две Подкомиссии: одна под председательством Директора Николаевской дороги Тайного Советника П.П. Михальцева, заседавшая в июле 1898 года, а другая — под председательством вице-директора Департамента железных дорог К. К. Губера, имевшая заседания 10, 11 и 15 июля 1898 года»4.
Комиссия ВА. Мясоедова-Иванова выработала условия проектирования Московской Окружной дороги (были указаны точки пересечения Московской Окружной дороги с существующими и строящимися железными дорогами), Подкомиссия П.П. Михальцева разработала технические условия для изыскания, а Подкомиссия К.К. Губера — условия эксплуатации дороги5.
7 августа 1898 г. состоялось высочайшее соизволение на производство изысканий дороги за казенный счет6.
Изыскания были начаты в начале сентября 1898 г. инженером П.И. Рашевским, назначенным впоследствии начальником работ по сооружению Московской Окружной железной дороги, действительным статским советником. В ноябре он представил министру путей сообщения князю М.И. Хилкову проект, по которому железнодорожное кольцо около 51 версты (54,4 км) опоясывало город, шло лесами, болотами, проходило по районам фабрик и заводов, по дачной местности, а также вблизи исторических районов Москвы7. Дорога была предназначена для грузовых перевозок, а также для перевозки пассажиров, к услугам которых были предоставлены благоустроенные вокзалы (ст. Владыкино, Воробьёвы Горы (документ № 4), Петровско-Разумовская, Братцево, Серебряный Бор, Лихоборы и другие), в том числе для экскурсионных поездок вокруг столицы.
Николай II начертал на титульном листе проекта, что дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид.
В итоге для руководства при составлении проектов сооружений и зданий дороги были привлечены лучшие технические силы: заслуженный профессор Института инженеров путей сообщена! Н.А. Белелюбский8, спроектировавший фермы моста через р. Москву; профессор Императорского Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряков9, по проекту которого построены два арочных моста через р. Москву (документ № 2); профессор Императорской академии художеств А.Н. Померанцев10, спроектировавший и разработавший художественную отделку опор арочных мостов (документ № 2) и порталов Алексеевского моста (документ № З).11
Первый участок, 7 верст, был готов в июле 1904 г. Это был перегон от Павелецкой линии к станции Канатчиково.
Под руководством архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова12 были построены 17 вокзалов (документы № 4, № 5) в едином стиле — из красного кирпича с белой отделкой, а также дома для персонала станций, столовые, казармы, кузницы, мастерские. В зданиях были установлены голландские и русские печи, точные часы фирмы «Павел Буре», по которым москвичи сверяли время.
В 1908 г. дорога перешла в ведение Николаевской железной дороги13. В июле новенький паровоз серии 0в100714 окропили святой водой, и великая княгиня Елизавета Федоровна15, супруга генерал-губернатора перерезала ленту с надписью «Открытие Московской окружной железной дороги. 19 июля 1908 года». Затем грянуло ликующее «Ура!» и оркестр, как в честь большого праздника, трижды исполнил национальный гимн.
С 20 июля 1908 г. было открыто регулярное движение поездов. В сутки проходило четыре поезда. Схема движения была такова: поезда выходили с Николаевского вокзала16, отправлялись через Московско-Брестскую дорогу на станцию Пресня Окружной дороги. До этого места каждый поезд шел двойной тягой. Здесь его разъединяли: один паровоз ехал «по часовой стрелке», другой — в противоположную сторону; каждый тащил за собой состав из трех вагончиков. Обогнув кольцо, оба поезда опять возвращались на Пресню, здесь объединялись в один и возвращались на Московско- Брестскую дорогу.
К открытию дороги были изданы путеводители и альбомы по Московской Окружной железной дороге с историей Москвы и описанием исторических памятников и торгово-промышленных заведений, находящихся в окрестностях Москвы и прилегающих к кольцу дороги, с рисунками и картой.
После окончания строительства Управлением по сооружению Московской окружной дороги были изданы «Альбом исполнительных типовых чертежей. 1903—1908 гг.», «Отчет по постройке Московской Окружной железной дороги. 1903—1908 гг.», экземпляры которых находятся на хранении в филиале РГАНТД.
«Альбом исполнительных типовых чертежей. 1903—1908 гг.» предназначался для подарков руководителям строительства и высокопоставленным чиновникам. В этом уникальном альбоме приведен большой цветной план города и дороги (документ № I)17, дана историческая справка о сооружении Московской Окружной железной дороги, статья о коммерческом значении и техническое описание различных ее частей: земляного полотна, временных деревянных сооружений, искусственных сооружений (труб, проложенных под железной дорогой), каменных опор мостов (документы № 2, № 3) и металлических конструкций, строения путей, расположения путей и зданий на станциях (документы № 4, № 5). Отдельные разделы посвящены принадлежностям станций, устройству гражданских сооружений (документы № 6, № 7), типам окон и дверей, печному (документ № 8) и водному хозяйству, водоснабжению и нефтеснабжению дороги, меблировке зданий (документ № 9), схемам телеграфной и телефонной сетей (документ № 10), внутреннему освещению (документ № 11), описаны паровозные здания и мастерские. В альбоме собраны чертежи, планы, виды всех строений на Московской Окружной дороге, приведены снимки с фасадов станций, даны их литографированные планы и виды.18
В «Отчете по постройке Московской Окружной железной дороги. 1903 — 1908 гг.», составленном инженерами П. Рашевским, Е. Гибшман, главным бухгалтером А. Пешекеровым, приводятся «Пояснительная записка к отчету по постройке дороги», «Общий свод стоимости постройки дороги» (документ № 12), «Сравнительная ведомость стоимости работ, поставок и расходов по постройке дороги», «Баланс счетов Управления по постройке дороги с приложениями» и др.19
Московская Окружная дорога объединила тогдашние московские пригороды. Все ее станции с прилегающими к ним многочисленными сооружениями и два остановочных пункта («Поты- лиха» и «Военное поле») возводились по единому архитектурному замыслу. Московскую Окружную железную дорогу называли одним из грандиознейших и красивейших сооружений России.
В публикацию включены 11 документов из «Альбома исполнительных типовых чертежей. 1903 — 1908 гг.», документ № 12 из «Отчета по постройке Московской Окружной железной дороги. 1903 — 1908 гг.», типографские копии.
Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии С.А. Рыжковой.
1 Московская Окружная железная дорога — Малое кольцо Московской железной дороги / Малая Окружная железная дорога.
2 Филиал РГАНТД. Ф. 6. Оп. 1-4. Д. 10. Л. 6, боб.
3 Мясоедов-Иванов Виктор Андреевич — управляющий Курско- Харьковско-Азовской железной дорогой, товарищ министра путей сообщения.
4 Филиал РГАНТД. Ф. 6. Оп. 1-4. Д. 10. Л. 7.
5 Там же.
6 Там же.
7 Филиал РГАНТД. Ф. Р-787. Оп. 2-4. Д. 146. Л. 5об.
8 Белелюбский Николай Аполлонович (1845 - 1922) — российский инженер и ученый в области мостостроения, строительной механики, материаловедения. По проектам Белелюбского построены крупные металлические ж.-д. мосты через Волгу, Днепр, Обь и др. Под его руководством разработаны методы испытания стройматериалов, нормы и технические условия на железобетонные работы.
9 Проскуряков Лаврентий Дмитриевич (1858 — 1926) — российский ученый в области мостостроения и строительной механики, профессор (1896). По проектам Проскурякова созданы мосты через р. Нарву, Волхов, Оку, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчета мостовых ферм.
10 Померанцев Александр Никанорович (1848/49 — 1918) — российский архитектор. Большепролетные металлические конструкции сочетал с архитектурным декором в псевдорусском стиле.
11 Филиал РГАНТД. Ф. Р-787. Оп. 2-4. Д. 146. Л. 7об.
12 Марковников Николай Владимирович (1869 — 1942) — архитектор, археолог. Учился в петербургской Академии художеств (1888—1892). Основатель первых женских технических и строительных курсов (1905—1916) и архитектурного отделения Женского политехнического института в Москве. Главный архитектор Кремля в 1914—1919, руководил реставрацией стен и башен, в 1918 — переоборудованием помещений для правительственных учреждений. По проектам Марковникова построены многие сооружения Малой Окружной железной дороги (ныне Малое кольцо Московской железной дороги, 1903—1910), а также посёлок Сокол, где была предпринята одна из первых попыток разработать для индивидуальных застройщиков типовые решения домов с применением сборных деталей из дешёвых строительных материалов — дерева, кирпича, шлакобетона (1923). С 1930 г. возглавлял в Гипрогоре отдел жилищного строительства.
13 Николаевская железная дорога — ныне Октябрьская железная дорога.
14 История паровоза серии «О» началась в 1889 г., когда известный русский инженер В. Лопушинский совместно с конструкторами Коломенского машиностроительного завода разработал проект паровоза с колесной формулой 0-4-0. Серия «Ов» товарного паровоза «Нормального типа 1901 года» в начале XX века была принята в качестве основного типа императорских железных дорог, а индекс «в» означал, что на паровозах применено улучшенное парораспределение системы Вальсхарта.
15 Елизавета Федоровна Романова (01.11.1864 — 18.07.1918) - великая княгиня. Дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и супруга (с 1884) великого князя Сергея Александровича (московский генерал-губернатор). После его убийства (04.02.1905) посвятила свою жизнь заботе о больных и бедных. После Октябрьской революции 1917 г. арестована (1918) и вместе с другими Романовыми вывезена в город Алапаевск, где в ночь с 17 на 18 июля 1918 г. сброшена живой в шахту рудника.
16 Николаевский вокзал — ныне Ленинградский вокзал в г. Москве.
17 Кроме того, план Московской Окружной железной дороги, составленный в 1903 г., приводится в фонде 6 (Ф. 6. Оп. 1-4. Д. 8), но в силу больших размеров его невозможно опубликовать.
18 Филиал РГАНТД. Ф. Р-787. Оп. 2-4. Д. 146.
19 Филиал РГАНТД. Ф. 6. Оп. 1-4. Д. 10.