


Флорентий Пименович родился 18 декабря 1877 г. в рабочей семье на ст. Абдулино, недалеко от Самары. С раннего детства будущий изобретатель привыкал к тяжелому труду: сахарный завод, слесарная мастерская, лесопильный завод. К 18 годам он был уже опытным слесарем-механиком. Во время долгих странствий по Поволжью Казанцев познакомился с паровой машиной, перевернувшей всю его жизнь. Спустя некоторое время он успешно сдал квалификационные экзамены на звание машиниста локомотива, однако, попав в списки политически неблагонадежных, Флорентий Пименович вынужден был покинуть родное Абдулино и переехать в далекий Челкар. Здесь, в Тургайской степи, жизнь стала потихоньку налаживаться и появилась возможность заняться усовершенствованием различных приборов.
Подробно изучив все особенности знаменитой тормозной системы Вестингауза, Казанцев решил создать собственный тормоз новой конструкции. Первоначально идея не была поддержана специалистами данной области, и Флорентий Пименович решил создать устройство на свои средства. В сентябре 1924 г. на ст. Саратов-2 начались испытания тормозной системы Казанцева. На всем протяжении испытательной поездки до Москвы изобретатель показывал самые разнообразные маневры своего тормоза доказав его надежность. Новый тормоз показывал абсолютную неистощимость.1
В филиале РГАНТД на постоянном хранении находятся заявочные материалы на изобретения Ф.П.Казанцева. Все они касаются создания тормозной системы. Архивные документы дают нам возможность переместиться в начало XX в. и ознакомиться с историей одного из его ранних изобретений.
20 января 1926 г. Флорентий Пименович подает заявку в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР на выдачу патента на изобретение однопроводного воздушного тормоза.2
Ф.П. Казанцев. Заявление в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР о выдаче
патента на изобретение однопроводного воздушного тормоза.
Заявочные материалы на изобретение. 1926 г.
Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.1-5. Д.25. Л.6
В описании к изобретению дается его характеристика. Тормоз состоял из следующих главных частей: воздухораспределителя, регулятора давления, ускорителя торможения, запасного резервуара и тормозного цилиндра. Воздухораспределитель в свою очередь состоял из четырех камер, разделенных мембранами. При зарядке тормозной магистрали воздух через магистральную камеру и обратный клапан поступал в запасный резервуар. При торможении воздух перепускался из запасного резервуара в тормозной цилиндр через тормозную камеру. При отпуске тормозов воздух из тормозного цилиндра выпускался в атмосферу через атмосферную камеру.3
Ф.П.Казанцев. Однопроводной воздушный тормоз.
Заявочные материалы на изобретение. Чертеж-калька. 1926 г.
Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.1-5. Д.25. Л.5.
Однако первоначально в выдаче патента Казанцеву было отказано в связи с тем, что Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР не видел существенных различий между тормозными системами Казанцева и Вестингауза.
11 апреля 1927 г. Флорентий Пименович вновь подал заявление в Комитет по делам изобретений, доказывая признаки новизны, отличающие его изобретение от привилегии № 13826 Вестингауза. Одновременно была предоставлена авторская подписка о том, что он является действительным и единственным автором изобретения.4
После вторичного рассмотрения заявки, Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР 5 ноября 1927 г. принял постановление о выдаче патента на автоматический воздушный однопроводный тормоз.5
В фондах архива обнаружен интересный документ, датированный 24 ноября 1927 г. о заключении Народным комиссариатом путей сообщения СССР договора с изобретателем Ф.П. Казанцевым о передаче права на изготовление и эксплуатацию систем двухпроводного и однопроводного воздушного автоматического прямодействующего тормоза в полную собственность НКПС навсегда, для использования последним в СССР и за границей.6
Ф.П. Казанцев вошел в историю отечественного железнодорожного дела как создатель нескольких систем автоматических воздушных тормозов. Тормозами Казанцева грузовые вагоны железнодорожных составов в СССР оборудовались до внедрения нового тормоза системы И.К. Матросова.
Будучи уже в глубоко пожилом возрасте, Флорентий Пименович (в 73 года) вместе со своим братом Владимиром разработал электропневматический воздухораспределитель. Заявка на выдачу патента на это изобретение датирована 8 октября 1940 г.
Всего за период с 1926 г. по 1933 г. Казанцевым было подано около десяти заявок на усовершенствование своей тормозной системы.
Скончался выдающийся изобретатель в Москве в 1940 г.
Потомки Ф.П. Казанцева дали стране уникальную династию инженеров-изобретателей.
Студенты Самарского государственного университета
Д.В.Мокшин, А.Н. Лыгин
Научный руководитель
В.Н. Яшанова
1 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 25. Л. 6