


Издревле известно: в войне побеждает тот, у кого лучшее оружие. Конечно, это не единственное условие, но, несомненно, одно из главнейших. В послереволюционной России обеспечение обороноспособности страны стало одной из главных задач. В специальных конструкторских бюро развернулись активные разработки и исследования, чтобы добиться превосходства над потенциальным противником в небе.
Среди плеяды выдающихся деятелей предвоенного и военного времени особое место занимает известный конструктор авиационного и пушечного вооружения, доктор технических наук, Герой Социалистического труда (1940), Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942), кавалер орденов Ленина (дважды), Суворова II степени, Красной Звезды (дважды), медалей – Шпитальный Борис Гаврилович. Родился он в Ростове-на-Дону в семье механика. В 1908 г. вместе с семьей переехал в Москву. После школы в 1919 г. начал работать помощником машиниста на Северной железной дороге. В 1921-1922 гг. – механик на Мытищинском вагоностроительном заводе, а в1923 г. – работал в лаборатории гидравлических установок при Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Одновременно учился в Московском механическом институте имени М.В. Ломоносова на кафедре авиационного машиностроения. По окончании института был направлен на работу в Научный автомоторный институт (НАМИ), а вскоре перешел на работу в проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода. В 1934–1953 гг. Шпитальный - начальник и главный конструктор Особого конструкторского бюро, затем профессор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии.
В филиале Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре на постоянном хранении находятся заявки разных лет на изобретения Б.Г. Шпитального.
Среди самых ранних заявок на изобретение «Приспособление к падающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты» (1927), «Одноместный быстроходный танк» (1928), «Автоматическое оружие» (1929), по которым были выданы патенты, не подлежащие опубликованию до 60-х годов.
Принципиальный чертёж быстроходного одноместного танка конструкции Б.Г. Шпитального.
В 1930-е годы изобретательская деятельность Шпитального была отмечена такими разработками как «Замедлитель темпа стрельбы к автоматическому оружию» (1931), «Автоматическая пушка 20-37 мм и 37-50 мм с установкой на самолетах» (1933), «Пулемет» (1933), «Автоматическое огнестрельное оружие с отводом пороховых газов и ленточным питанием» (1936), «Торпедный катер» (1939) по всем изобретениям,кроме последнего, были выданы засекреченные авторские свидетельства.
Чертёж и пояснительная записка к разработке «Замедлитель темпа стрельбы к автоматическому оружию»
Чертёж и пояснительная записка к разработке «Автоматическое огнестрельное оружие с отводом пороховых газов и ленточным питанием»
Эксиз и пояснмтельная записка к разработке «Торпедный катер»
В 1940-е годы Шпитальный продолжал заниматься конструированием армейского оружия: «Пистолет-пулемет со свободным затвором» (1940), «37-мм авиационная мотор-пушка» (1941), «Патрон» (1943), «Молекулярный двигатель» (1948), «Бронебойно-зажигательная трассирующая пуля калибра 14,5 мм с ведущим пояском в удлиненном патроне» (1948). Будучи сотрудником Научно-Автомоторного Института (НАМИ) в 1928 году Б.Г. Шпитальный предложил изобретение «Одноместный быстроходный танк» с применением мотора НАМИ 1. Обосновывая необходимость такого танка автор писал: «В основу моей работы положена идея создания механической кавалерии, способной обслуживать различные роды войск при всяких условиях и в любое время года».
В 1939 году группа авторов Б.Г. Шпитальный, Н.Е. Разгильдеев и Г.М. Огарков направили в Бюро экспертизы и регистрации изобретений Госплана СССР материалы на «Торпедный катер» - это был катер-истребитель работающий на принципе гидродинамического крыла с автоматической стабилизацией. Весь секрет работы устройства заключался в том, что для уменьшения коэффициета скольжения применен принцип подводного крыла, которое обеспечивает надежную устойчивость катера и высокую мореходность. В описании к изобретению говорилось : «… острые как ножи стойки прорезают волны и корпус не подвергается тряске. Эти два качества дают возможность использовать средство как катер-истребитель…». В деле представлены акты и выписки об испытаниях модели катера на Опытном бассейне НИВКа 3 апреля 1938 г. их общим заключением стал вывод о необходимости проведения эксперимента на опытном образце катера.
Но настоящую славу военного конструктора Б.Г. Шпитальному принесли разработки авиационного оружия. Сотрудничество с И.А. Комарицким стало самым знаменитым этапом его изобретательства. Факты о совместной деятельности Бориса Гавриловича Шпитального и Иринарха Андреевича Комарицкого находим в делах на изобретения «Замедлителя темпа стрельбы к автоматическому оружию» и «Автоматического огнестрельного оружия с отводом пороховых газов и ленточным питанием». Именно совместно с И.А. Комарицким он создал самый скорострельный одноствольный пулемет середины XX века — ШКАС калибра 7,62-мм, принятый на вооружение в 1932 году.
Изображение пулемёта ШКАС и таблица его технических характеристик
Это была первая в мире чисто авиационная система, которая сразу выдвинула нашу страну на первое место в этой области вооружения. Шпитальному и Комарицкому удалось создать оригинальную конструкцию, в которой впервые в мировой оружейной практике был осуществлен ряд смелых решений: непрерывное питание особого устройства, многожильная возвратная пружина высокой живучести и т. п. Несмотря на малую массу и компактность, пулемет обладал исключительно высоким темпом стрельбы - 1800 выстр./мин, который не был достигнут ни в одном иностранном образце автоматического оружия. Позже Б.Г. Шпитальный совместно с С.В. Владимировым сконструировал крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК (12,7-мм), затем 20-мм авиационную пушку с тем же названием. Эти образцы стали основным вооружением советской авиации в годы Второй мировой войны.
Важное значение в увеличении выпуска новых авиационных пулеметов имело решение Комитета Обороны при СНК СССР от 26 мая 1937 г. о производстве пулеметов системы ШКАС и о наращивании мощностей для их изготовления. В соответствии с этим решением выпуск пулеметов ШКАС начиная с 1937 г. резко возрос, обеспечивая потребности быстрого увеличения Военно-воздушных сил. В своих воспоминаниях Комарицкий отмечал, что своим успехом Шпитальный и он обязаны той огромной помощи, которую им постоянно оказывали Центральный Комитет партии и Советское правительство. «Впервые в мировой оружейной технике, - писал Комарицкий, - появилась эта система только в СССР благодаря заботам Коммунистической партии и Советского правительства, которые постоянно оказывали исключительное внимание нашей работе, создав все необходимые условия для успешной разработки авиационного вооружения.» Исключительное внимание организации валового выпуска пулеметов ШКАС уделял Г. К. Орджоникидзе. Он неоднократно вызывал к себе Шпитального с докладом о тех или иных работах, давал необходимые указания заводам, явился инициатором строительства специального конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения, оборудованного по последнему слову техники. Большую помощь в быстрейшем наращивании мощностей по выпуску пулеметов ШКАС оказывал М. Н. Тухачевский, который с этой целью неоднократно приезжал в Тулу. Выпуск всех видов пулеметов системы Шпитального - Комарицкого (турельных, крыльевых и синхронных) составил в 1933 г. - 365 шт., в 1934 г.- 2476, в 1935 г.- 3566, в 1937 г.- 13 005, в 1938 г. - 19 687, в 1940 г. - 34 233 шт., т. е. за сравнительно короткий срок увеличился почти в 100 раз. Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне.
Не многим известно, что во время войны пулеметы ШКАС делали в Куйбышеве (н. Самара). Ими оснащались советские истребители и штурмовики Ил-2 и многие другие. Гриф «секретно» лишь недавно сняли со всего того, чем занимался во время войны нынешний завод «Металлист», он же 525-й, он же завод на Машстрое. Остановку трамвая «Машстрой» до сих пор помнят многие жители города Самары, но уже подзабыто происхождение этого названия. Перед войной в этом районе Куйбышева начиналось строительство машиностроительного завода нефтяной промышленности. Он должен был обеспечивать своей продукцией нефтепромыслы «Второго Баку». Однако война круто изменила эти планы. В июле-августе 1941 года здесь разместился эвакуированный из Донбасса завод стрелкового оружия. А в октябре его пополнили оружейники Тулы, Владимира, Москвы. А в 1945 году советские солдаты увидели в имперской канцелярии Третьего рейха авиационный пулемет конструкторов Б. Г. Шпитального и И.А. Комарицкого. Оказалось, что Гитлер приказал держать его под стеклом до тех пор, пока немецкие оружейники не создадут подобный образец для люфтваффе. Об этом факте современникам рассказывал сам Б.Г. Шпитальный. Может быть, это всего лишь легенда прошедшей войны, но оружие советских изобретателей достойно таких легенд.
Подготовлено вед. специалистом отдела ИОПАД Сурниной М.К.
Подробнее с документами об изобретениях Шпитального Б.Г. и других конструкторов можно ознакомиться в читальном зале архива