Путеводитель организаций

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ЛЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (ЛИИ) НАРКОМАТА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (1941 – по наст. вр.)
Ф. 160/Р-220, 957 ед. хр., 1941-1950 гг.
Научно-исследовательская документация, 957 ед. хр., (1941-1950); авторский указатель.
В РГА в г. Самаре (ф. Р-220) – 5141 ед. хр. (НД, УД), 1940-1975 гг.

Институт летных исследований (ЛИИ) начал свою деятельность 8 марта 1941 года в соответствии с исполнением постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 июня 1940 года на базе ряда подразделений Центрального аэрогидродинамиче-ского института (ЦАГИ), а также вновь созданного аэродрома «Раменское». Его возглавил летчик-испытатель, Герой Советского Союза, М.М. Громов. В августе 1943 года институт был переименован в Летно-исследовательский институт (ЛИИ). В 1945 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Подведомственность:

  • Наркомат авиационной промышленности СССР (НКАП) (1941-1946).
  • Министерство авиационной промышленности СССР (1946–1957).

В настоящее время – Государственный научный Центр Российской Федерации Акционерное общество «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» (ГНЦ РФ АО «ЛИИ им. М.М. Громова»).
Основные направления деятельности: летные исследования и испытания опытной и экспериментальной боевой и гражданской авиационной техники; участие в разработке летательных аппаратов и их систем.

Научно-исследовательская документация
Отчеты по летным исследованиям и испытаниям авиационной техники, включая самолетное оборудование и силовые установки. Исследования и летные испытания по пилотированию в особых случаях, улучшению характеристик летательных аппаратов в области аэродинамики, прочности, устойчивости, управляемости и маневренности. Разработка нормативных документов по летным исследованиям и испытаниям боевой и гражданской авиационной и ракетной техники, норм летной годности и требований по безопасности полетов, методов определения соответствия летательных аппаратов этим нормам и требованиям. Разработка методики летных испытаний опытных и серийных самолетов, акты по результатам испытаний. Летно-испытательные и исследовательские работы по вопросам аэродинамики, обеспечению безопасности полетов экипажа при авариях самолетов. Разработка новых типов приборов для летных испытаний. Авторами научно-исследовательских работ являются известные ученые Косточкин В.В., Щербаков С.П., Миронов А.Д., Знаменская А.М., Тихомиров В.И., Герасимов М.И., Тайц М.А.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО (ЦАГИ) МИНИСТЕРСТВА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (1918 г. – по наст. вр.)

Ф. 161/Р-217, 2653 ед. хр., 1952-1956 гг.

Научно-исследовательская документация, 2653 ед. хр., 1952-1956 гг;

авторские, объектные, тематические указатели.

В РГА в г. Самаре (ф. Р-217) – 5208 ед. хр. (НД, УД), 1925-1955 гг.

Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) основан 1 декабря 1918 года на базе Аэродинамической лаборатории московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана и авиационного расчетно-испытательного бюро. Его организатором и первым руководителем стал основоположник современной аэродинамики, член-корреспондент Петербургской и Российской Академий наук, Н.Е. Жуковский, в 1921 году институту присвоено его имя. В 1926 году организацию наградили орденом Трудового Красного Знамени, в 1933 году – орденом Красного Знамени, в 1945 году – орденом Ленина, в 1971 году – орденом Октябрьской Революции.

Подведомственность:

  • ВСНХ (1918-1923);
  • ВСНХ СССР (1923-1930, 1931-1932);
  • Наркомат по военным и морским делам СССР (1930-1931);
  • Наркомат по военным и морским делам СССР (1930-1931);
  • Наркомат авиационной промышленности СССР (1939-1946);
  • Министерство авиационной промышленности СССР (1946-1953, 1953 – 1957);
  • Министерство оборонной промышленности СССР (1953).

В настоящее время – Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ»).

Основные направления деятельности: теоретические, экспериментальные и прикладные исследования в области аэродинамики и динамики полета, систем управления, прочности и аэроупругости, аэротермодинамики и газовой динамики, перспективных летательных аппаратов, уникальных экспериментальных установок, гидродинамики и аэроакустики, в том числе разработки в области нанотехнологий.

Научно-исследовательская документация

Отчеты по испытанию и исследованию, технические условия, свидетельства об испытаниях, объяснительные записки, научные доклады.

Аэродинамика воздухозаборников, самолетных каналов и фюзеляжей, реактивных сопел, компрессоров и турбин. Исследования перспектив развития двигателей, винтов, двигательных установок, компрессорных двигателей. Анализ летных данных и перспективы развития самолетов различного назначения. Аэродинамика крыла органов управления самолетом, аэродинамическая компоновка самолета. Общие теоретические и физические исследования аэродинамики самолета, вертолета и газовой динамики. Рассмотрены перспективные схемы вертолетов. Исследование динамики переходного режима вертолетов ЯК-24 и ВМ-6 с моторного полета на режим самовращения, вибрации вертолетов различных принципиальных схем при наземных и турбинных испытаниях. Аэродинамика вооружения (авиабомб, снарядов, торпед). Исследования штопора самолета, устойчивости, управляемости и маневренности. Исследования выходных устройств, рациональных способов регулирования и системы охлаждения для сверхзвуковых самолетов. Повышение высотности полетов. Анализ летных данных и перспектив развития самолетов различного назначения, в т. ч. гидросамолетов. Разработка новых экспериментальных установок и усовершенствование методики и техники экспериментов в аэродинамических трубах, эжекторных установках, стендах. Исследования нагрузок на сверхзвуковые и тяжелые высотные самолеты, повышение статической и динамической прочности самолетов, их узлов и деталей, обеспечения безопасности от флаттера.