Международный день промышленного дизайна

Промышленный дизайн — это искусство, маркетинг и технологии вместе взятые. Промдизайн занимается проектированием массовых изделий для людей. Почти каждый предмет, используемый сегодня человеком, был изобретен дизайнерами. Профессия дизайнера возникла в начале XIX века, когда в Британии началась промышленная революция. Принято считать, что основы промышленного дизайна были заложены английским мастером гончарного дела Джозайей Веджвудом (Wedgwood) (1730–1795), которого называют «отцом промдизайна и дедушкой маркетинга».

В России промышленный дизайн имел свою неповторимую историю, связанную с учебными заведениями ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Высшие художественные мастерские, ставшие затем институтом — первая советская школа художественного конструирования, сформировавшаяся в 1920 — 1930-е годы. Наряду с признанными основоположниками советского дизайна художниками В. Татлиным и А. Родченко, работала сильная группа теоретиков отечественного дизайна — Б. Арватов, Н. Тарабукин, О. Брик и др.

В Советском союзе слово «дизайн» ассоциировалось с «культом потребления» и считалось «буржуазным», поэтому применялись другие термины — «техническая эстетика» и «художественное конструирование».

В 1962 году был создан ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Его создание положило начало системному развитию отечественного промышленного проектирования (дизайна). Институт отвечал за внедрение промышленного дизайна во всех республиках СССР. Он разрабатывал дизайн-проекты, внедрял их в производство и обучал новых специалистов в области технической эстетики.

В РГАНТД хранится фонд № 281 ВНИИТЭ (1962 — 1992 гг.), насчитывающий свыше тысячи дел — это научно-исследовательская, конструкторская и управленческая документация. Здесь представлены документы отделов: теории и методов художественного конструирования, декоративных свойств новых материалов и покрытий, художественного конструирования средств транспорта, культурно-бытовых изделий, оборудования для производства, художественного конструирования упаковки, отдела инженерной экспертизы, эргономики, социально-экономических исследований.

Институт вел серьезную научную работу по истории и теории технической эстетики, подготовке художественных кадров. Через год после образования института, сотрудники ВНИИТЭ написали «Отчет о подготовке первых художников-конструкторов в СССР». В 1965 году была разработана методика изучения требований потребителей, а в 1966-м — двухтомный «Словарь по технической эстетике и художественному конструированию». В нем на пяти листах дается определение термина «Дизайн»: «область социальной практики, направленной на формирование общественно-полезных, удобных и красивых промышленных изделий и их комплексов, наиболее полно удовлетворяющих запросы человека-потребителя, а также среды окружающей человека на производстве и в быту...».

Что касается быта, отделом художественного конструирования изделий и оборудования культурно-бытового назначения последовательно разрабатывалась тема «Определение требований технической эстетики к изделиям и оборудованию квартир городского типа для перспективного строительства». Не обошел институт вниманием и административные здания. Вполне современно звучит название темы 1971 года «Футурологические исследования развития мебели в административных зданиях». ВНИИТЭ занимался актуальными и для сегодняшних дизайнеров вопросами, например, использование шрифта в промышленной графике и разработкой фирменного стиля предприятия.

Высокий уровень научно-практической работы института был признан за рубежом. В 1965 году ВНИИТЭ стал представлять СССР в Международном совете дизайна, войдя в ИКСИД — Международный совет дизайнерских организаций, созданный в 1957 году. Впервые в СССР институт, при поддержке ИКСИДа, начал проводить творческие проектные семинары «Интердизайн». С 1968 года институт контролировал качество всех новых промышленных продуктов, выпускавшихся в стране. Кроме технических показателей, оценивались эргономика и эстетика продукта. В фонде ВНИИТЭ, хранящимся в РГАНТД, находится документ «Экспертиза эстетических показателей качества промышленных изделий, представленных на Государственный знак качества» (1975 г.).

В 1970-х—1980-х гг. ВНИИТЭ выполнял заказы по дизайну станков, оборудования, приборов, аппаратуры, средств транспорта и т.д. Результаты деятельности института публиковались в собственном журнале ВНИИТЭ «Техническая эстетика».

Ю.В. Маслова

Галерея

  • Функциональные наборы предметов для типовой квартиры. Схема. 1966 г. РГАНТД. Ф.281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 22.
    Функциональные наборы предметов для типовой квартиры. Схема. 1966 г. РГАНТД. Ф.281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 22.
    1/7
  • Универсальный гардероб. 1966 г. РГАНТД. Ф. 281. Оп.  1-1. Д. 163. Л. 23.
    Универсальный гардероб. 1966 г. РГАНТД. Ф. 281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 23.
    2/7
  • Зоны удобства пользования емкостями по высоте. 1966 г. РГАНТД. Ф. 281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 25.
    Зоны удобства пользования емкостями по высоте. 1966 г. РГАНТД. Ф. 281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 25.
    3/7
  • Примеры обстановки и оформления кухни. 1966 г. РГАНТД. Ф. 281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 48.
    Примеры обстановки и оформления кухни. 1966 г. РГАНТД. Ф. 281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 48.
    4/7
  • Устройство кухонной мойки. 1966 г. РГАНТД. Ф.281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 54.
    Устройство кухонной мойки. 1966 г. РГАНТД. Ф.281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 54.
    5/7
  • Чугунные ванны. 1966 г. РГАНТД. Ф.281. Оп. 1-1. Д.163. Л. 74.
    Чугунные ванны. 1966 г. РГАНТД. Ф.281. Оп. 1-1. Д.163. Л. 74.
    6/7
  • Пример решения интерьера санузла. 1966 г. РГАНТД. Ф.281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 80.
    Пример решения интерьера санузла. 1966 г. РГАНТД. Ф.281. Оп. 1-1. Д. 163. Л. 80.
    7/7
Поделиться: