


В предвоенные годы одной из важнейших задач оборонной промышленности стала экономия дефицитного металла при изготовлении боеприпасов. По предложению профессора Н.И. Гельперина в руководимом им КБ-35 НКБ1 разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона – ФАБ-100НГ2 ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ (НГ– Нисон Гельперин). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Фугасный3 эффект бомб из железобетона был ненамного хуже, чем у цельнокованых. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС.4 В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные5 бомбы, разработанные в НИИ-66. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100НГ и ФАБ-250НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3-4 часов для ФАБ-100 и ФАБ-250. Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом, калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска отбросили от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной. Железобетонные бомбы не пошли на поток. Чтобы не расстраивать всю ранее налаженную технологию, перешли на производство тонкостенных сварных бомб. Такими бомбами наша армия пользовалась всю войну.
К публикации предлагаются два документа из заявочных материалов на изобретение Н.И. Гельперина «Авиабомба». Это «Таблица сопоставимости основных показателей железобетонной фугасной авиабомбы (ФАБ–100) с металлической ФАБ–100 при одинаковых наружных размерах и конфигурации» из описания к изобретению и «Дополнительные материалы к описанию изобретения Н.И. Гельперина «Авиабомба». Цитируемые в тексте статьи извлечения из документов выделены курсивом.
Следует отметить, что данное изобретение не относится к звездным изобретениям Н.И. Гельперина. Однако это не умаляет роли и значения этого человека в развитии боевого вооружения. Известно, что в 1942 г. Н.И. Гельперину было поручено в кратчайшие сроки создать пятитонную бомбу. Длина бомбы ФАБ-5000НГ была равна 5,2 м, ее диаметр составлял 1 м. Эта бомба оставалась самой мощной в мире до появления атомной бомбы. На счету Нисона Ильича Гельперина немало работ, свидетельствующих о его незаурядном таланте ученого. Он заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Почетный химик СССР, лауреат Сталинской и Ленинской премий, крупнейший ученый в области процессов и аппаратов химической технологии, внес огромный вклад в становление и развитие химической промышленности и химического машиностроения СССР. Н.И. Гельперин родился 21 января 1903 г. в местечке Смолевичи под Минском (Беларусь). В 1925 г. окончил Московский химико-технический институт (МХТИ) имени Д.И. Менделеева по специальности инженера-технолога по машинам и аппаратам химической промышленности. Параллельно с обучением в МХТИ учился на физико-математическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Поступил на работу в Анилтрест,7 затем был переведен в трест «Химстрой»,8 где вскоре стал одним из его руководителей и ближайшим помощником наркома тяжелого машиностроения Г.К. Орджоникидзе. С 1928 г. Н.И. Гельперин преподавал цикл тепловых процессов и конструирования химической аппаратуры на механическом отделении МХТИ. В это время Н.И. Гельперин активно занимался разработкой новых конструкций машин и аппаратов, участвовал в их наладке и пуске на химических заводах – Актюбинском, Березняковском,Бобриковском (с 1961 г. – Новомосковском), Пермском, Воскресенском, Горловском, Дорогомиловском, Константиновском, Чернореченском, Щигровском и др.
Н.И. Гельперин выступил инициатором и организатором создания первого в стране института химического машиностроения – Государственного научно-исследовательского института химического машиностроения (ГНИИХМ), который позднее был реорганизован в Экспериментально-конструкторский институт химического машиностроения (ЭКИхиммаш). С 1937 г. Гельперин – главный инженер Главного управления азотной промышленности НКТП СССР9. Под контролем Главазота находилось все производство искусственных удобрений и взрывчатых веществ на заводах в разных регионах страны. В 1932-1938 гг. с участием Н.И. Гельперина были созданы первые в нашей стране промышленные установки для получения кислорода и аргона. С 1942 г. и почти до конца жизни Н.И. Гельперин – заведующий кафедрой процессов и аппаратов химической технологии Московского института тонкой химической технологии. В годы Великой Отечественной войны активно работал над созданием эффективного вооружения. С осени 1945 г. и до осени 1946 г. Н.И. Гельперин был задействован в «Атомном проекте СССР»10 консультировал коллективы инженеров и ученых по вопросам ректификации тяжеловодных продуктов.
В 1945-1950 гг. в СССР было освоено промышленное производство антибиотиков (пенициллин). Н.И. Гельперину принадлежит заслуга в разработке аппаратов и установок для его производства. В 1966-1983 гг. на кафедре и в лабораториях Н.И. Гельперина выполнялись задания космического ведомства, создавались датчики ориентирования космических аппаратов. Н.И. Гельперин более 60 лет успешно сочетал активную работу в науке и промышленности с педагогической деятельностью в высшей школе. Он создал научную школу химиков, технологов-органиков. Под руководством Н.И. Гельперина выполнено и защищено более 180 кандидатских и 16 докторских диссертаций. Он имел более 120 изобретений. В филиале РГАНТД11 на постоянном хранении находится более 90 заявочных материалов на изобретения Н.И. Гельперина за 1937-1984 гг., сделанных самостоятельно или в соавторстве. Среди изобретений аппараты и процессы химической технологии, способы получения кормовых препаратов, медицинских продуктов, средств для транспортировки химических веществ, а также получение взрывчатых веществ и создание авиабомб, в том числе и железобетонной. 5 сентября 1940 г. Отдел по делам изобретений НКО СССР12 зарегистрировал заявку Н.И. Гельперина на неметаллическую фугасную авиабомбу (№ 5292). В описании к изобретению «Авиабомба с корпусом из железобетона…»автор пишет, «…что в значительном числе случаев металлический корпус современных ФАБ не оправдывается конечной целью и не вызывается необходимостью. Играя роль футляра для разрывного снаряда, корпус авиабомбы фугасного действия должен в значительном числе случаев лишь предотвратить распыление содержащихся в нём взрывчатых веществ в момент падения бомбы на цель. … К числу этих случаев нужно отнести бомбардировку шоссейных и железных дорог, торговых судов и небольших военных кораблей, складов и зданий легкого типа, нефтехранилищ и газгольдеров, полевых баз, открытого скопления войсковых частей и материальных обозов, ангаров и аэродромов, автотранспортных колонн, бензиновых хранилищ и цистерн, легких мостов и т.д. и т.д. Во всех перечисленных и аналогичных им случаях металлический корпус явно недогружен, не использован и обладает совершенно неоправданным и непроизводительным запасом прочности, уместным лишь тогда, когда бомба предназначается для разрушения мощных железобетонных сооружений, бронированных кораблей и т.п. объектов…»13. При этом, как указывает автор далее в описании, затрачивается не только большое количество высокосортной углеродистой стали, но и большое количество труда и электроэнергии. Поэтому будет целесообразной замена в ряде случаев металлических корпусов ФАБ на неметаллические. Здесь же приводится таблица сопоставимости основных показателей неметаллической ФАБ-100 с металлической ФАБ-100 и указывается предмет новизны изобретения (см. документ № 1). Однако Бюро изобретений Госплана14 при СНК СССР15 предложило Отделу изобретений НКО пересмотреть вынесенное им решение о выдаче авторского свидетельства из-за недостаточного обоснования автором своего предложения. 10 августа 1942 г. Отдел изобретений НКО СССР направил в адрес Отдела изобретений Госплана СНК СССР дополнительный материал к заявке № 5292, подготовленный Н.И. Гельпериным (см. документ № 2). В дополнительном детальном описании автор отмечает, что «в настоящее время мои бомбы прошли уже полигонные испытания по мерзлому грунту, оправдав мои расчёты»16. Пересмотрев материалы заявки Бюро экспертизы Госплана при СНК СССР выдало авторское свидетельство в следующей редакции: «Авиабомба с корпусом из железобетона или т.п. материала, снабженная металлической головной втулкой, отличающаяся тем, что для равномерного распределения напряжений в корпусе бомбы при её ударе отношение между высотой металлической втулки и высотой бомбы лежит в пределах 0,55-0,60, а отношение диаметра втулки к диаметру бомбы – в пределах 0,75-0,80».17 18 августа 1943 г. изобретение было зарегистрировано в Бюро изобретений Госплана при СНК СССР.18
Публикация подготовлена в соответствии с Правилами издания исторических документов в СССР (М., 1990). Текст документа передан в современной орфографии.
Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии главного специалиста филиала РГАНТД Т.Н. Фисюк.
№1
Таблица сопоставимости
основных показателей железобетонной фугасной авиабомбы (ФАБ–100) с
металлической ФАБ–100 при одинаковых наружных размерах и конфигурации
Москва
Июль-август
1940 г.
П о к а з а т е л и |
|
Новая ФАБ |
Штатная ФАБ |
Вес корпуса ФАБ без запального стакана и стабилизатора......……............... |
кг |
33,7 |
47,7 |
В том числе металла......…… |
кг |
15,4 |
47,7 |
Полный вес неснаряженной ФАБ |
кг |
40,4 |
54,4 |
В том числе металла......…… |
кг |
22,0 |
54,4 |
Расстояние центра тяжести неснаряженной ФАБ от плоскости носка …..… |
мм |
397,0 |
417,0 |
Полный внутренний объем ФАБ |
литр |
25,5 |
29,5 |
Вес разрывного заряда: |
|
|
|
При снаряжении тротилом......…… |
кг |
39,8 |
46,0 |
При снаряжении амматолом......…… |
кг |
30,7 |
35,4 |
Отношение веса ВВ1 к полному весу снаряженной ФАБ: |
|
|
|
При снаряжении тротилом......…… |
% |
49,7 |
46,0 |
При снаряжении амматолом......…… |
% |
43,1 |
39,4 |
Вес снаряженной ФАБ: |
|
|
|
При снаряжении тротилом......…… |
кг |
80,2 |
100,1 |
При снаряжении амматолом……….. |
кг |
71,0 |
89,8 |
Расстояние центра тяжести снаряженной ФАБ от плоскости носка:……… |
|
|
|
При снаряжении тротилом…….…. |
кг |
403,0 |
414,2 |
При снаряжении амматолом….……. |
кг |
402,2 |
413,4 |
№2
Дополнительный материал к описанию изобретения Н.И. Гельперина на железобетонную фугасную авиабомбу
Москва
10
августа 1942 г.
Филиал
РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.49-5. Д.745. Л.13-16. Копия. Машинопись.
1Оживальная часть снаряда - головная часть продолговатого снаряда от его вершины до начала цилиндрической части, имеющая оживальную форму; ее очертание образовано дугой круга радиусом у современных снарядов до 16 калибров данного снаряда.